Турецкий марш

Знаменитый «Турецкий марш» Моцарта на самом деле вовсе не является маршем: заключительная часть «Сонаты для фортепиано № 11 ля мажор», самим автором была названа «Rondo Alla Turca» — «Турецкое рондо» или «Рондо в турецком стиле».

После издания произведения две его первые части остались практически незамеченными, зато третья — приобрела гигантскую популярность. Звуки «Rondo Alla Turca» напоминали звучание турецких военных маршей, поэтому и музыканты, и слушатели не сговариваясь переименовали «Турецкое рондо» в «Турецкий марш» и это название стало общепринятым.

Несмотря на многолетнюю вражду Австрии и Османской империи, у австрийцев существовал невероятный интерес к турецкой культуре и музыке. Даже фортепиано в Австрии стали делать со специальной «янычарской педалью», имитирующей звучание турецкого барабана. Интересно, что под «Турецкий марш» Моцарта невозможно пройти строем: но ведь и янычары никогда маршировали под музыку — её играли перед и во время боя, а также после сражения, чтобы отпраздновать победу. Однако стоит учитывать, что на фортепиано композитора «янычарская педаль» все же была, так что изначально его творение звучало несколько иначе.

Любопытно, что сегодня Вольфганг Амадей Моцарт является в Турции самым любимым западным композитором-классиком. В некоторых стамбульских школах мелодию «Турецкого марша» даже используют вместо школьного звонка — считается, что музыка Моцарта помогает предотвращать стрессы у детей.